Мотивация и самодисциплина в обучении

 

Пожалуй, мечта почти любого современного родителя, чтобы их ребенок хотел учиться (самые же передовые родители идут дальше и мечтают, чтобы ребенок был счастливым). Ключевое тут – «хотел». Не делал домашние задания из-под палки, не искал малейший повод, чтобы сфилонить, и даже не послушно и регулярно, но – увы – понуро, выполнял необходимый объем работы, а именно – желал получать знания и активно и радостно работал в этом направлении.

 

Идеальный педагог – не тот, который может только дать качественные знания, а тот, который может еще и разбудить в ученике желание познавать. И тут начинаются нюансы. Попробуем разобраться, откуда берется желание учиться у детей, что может сделать в этом направлении учитель, и какова роль во всем этом самодисциплины.

 

» Читать далее

 

 

«Мне – скучно на уроках», – часто можно услышать от детей и подростков. Это – очень плохо, так как в «режиме скуки» нет ни пользы, ни радости. Более того – это очень вредно, так как отбивает охоту учиться. Почему же кому-то из ребят учиться скучно (большинству, к сожалению), а кому-то – интересно?

 

Виновата школаЧеловек от природы – довольно любознательное существо, и только большими стараниями обычных общеобразовательных школ и нашего социума данная любознательность убивается. Конечно, немало ребят сохраняют эту искру, но все же большинство школьных выпускников получают такую мощную прививку от познаний в виде скуки, умственной перегрузки и прочих негативных эмоций, связанных со школой, что исследовать окружающий мир им больше не хочется. То есть – виновата школа? И да, и нет.

 

Да, много непрофессиональных и эмоционально несостоятельных учителей. Да, по тридцать человек в классе. Да, отсутствие альтернативных способов обучения. Да, учимся только для оценки. Это все – определенно правда и в таких условиях интерес к учебе выживает в ребятах крайне редко. Но выживает же? Фишка в том, что действительно крайне талантливому и работящему от природы ребенку школа вряд ли отобьет охоту учиться, но таких немного. А много таких, которым надо создать некоторые условия, чтобы талант и усердие проявились. Но достаточно ли этого?

 

Давайте представим, что в нашей школе учат высокопрофессиональные и доброжелательные учителя, классы не больше, чем по двенадцать человек, идет активная работа по созданию и поддержанию развивающей среды, есть альтернативные способы обучения в виде проектов, киноклуба и литературного клуба, акцент не столько на оценках, сколько на жизненных целях, навыках и знаниях. Есть театр и занятия по психологической грамотности. Станет ли ребятам учиться интереснее? Да, но – увы – не на много, если работать будут только учителя. Если человек не вкладывается в работу, то как результата от такой работы, так и интереса к ней не будет.

 

Таким образом, самая важная задача в начале – раскрутить маховик. Чтобы стало действительно интересно (даже при наличии всех благоприятных факторов) – обязательно надо самому работать и иногда через «не хочу». А с получением положительного опыта от такой работы этих «не хочу» будет все меньше, так как будет вырабатываться привычка работать.

 

Не следует забывать, что если природную любознательность (как и талант) не направить в определенное русло, то очень часто она распыляется и в конечном счете и результата нет, и интерес угасает.

 

Николай Козлов, основатель тренингового центра «Синтон», на страницах «Психологос» пишет:

 

«Обращение: «Я не знаю, каким делом в жизни мне заниматься. Меня ни к чему не тянет…» - достаточно типовое. Со временем я открыл удивительную закономерность: как правило, с этим подходят люди, которые мало что умеют делать хорошо. Которые ничего не умеют делать - отлично. Верно, если что-то человеку понравилось, он начинает делать это много, с душой, и со временем становится мастером. С другой стороны, еще более верно обратное: то, что мы умеем делать отлично - нам начинает нравиться.»

 

То есть, для того, чтобы научиться что-то делать хорошо и потом получать от этого удовольствие и деньги (что и есть призвание), порой надо некоторое время делать то, что не хочется или не делать то, что хочется. А значит, подключать самодисциплину. Особенно это актуально на начальных этапах, когда привычка работать только развивается.

 

График_2ГрафикДля этого мы с ребятами учимся еженедельному планированию и договариваемся, что то, что дается на дом, выполняется ОБЯЗАТЕЛЬНО (к тому же задания вполне адекватные и по силам). Пример еженедельного графика одного из наших учеников видно на фото справа (а видео с учеником – см. по ссылке).

 

Это – важный момент и мы обязательно обговариваем с ребятами нюансы планирования и выполнения графика на общих собраниях в конце каждой недели.

 

Поначалу может быть непросто, и без взаимодействия учителей, родителей и учеников – никак. Зато в результате мы получаем не только интерес к учебе и хорошие остаточные знания, но и крайне полезный во взрослой жизни навык самоорганизации и планирования. В конце первого полугодия на новогоднем празднике мы в школе даже сняли видео "О роли Потока в учебном процессе (а также про мотивацию и самодисциплину)", его также можно посмотреть среди прочих наших видео.

 

» Свернуть