Учебный процесс

 

Задача нашей альтернативной школы «простая»: помочь ребенку стать счастливым 🙂

 

Делиться она на две подзадачи: подготовить к продуктивной деятельности во взрослой жизни (в идеале – к «призванию») и помочь обрести смысл (зажечь факел), подробнее – см. страничку Задачи школы. Зачем учить – понятно. Теперь вопрос – как?

 

Большая часть задачи решается тем, что ребятам помогают наработать соответствующие навыки, предлагают приобрести необходимые знания и развить мотивацию. Среди основных навыков, которые может дать школа и без которых никакой продуктивной и радостной деятельности в современном мире не будет, следующие:

 

 

Тут хорошо вспомнить фразу Аристотеля:

«Мы – это наши повторяющиеся действия, поэтому совершенство – лишь привычка».

 

Так что простым языком то, что мы хотим сделать, – это помочь ребятам выработать ряд полезных привычек (очень здорово про привычку – в статье на Психологос).

 

 

Что касается знаний, то тут все просто: чем больше знаешь – тем шире у тебя полигон поиска своего предназначения, и тем больше у тебя шансов быть эффективным и найти себя во взрослой жизни. 

 

Очень важный и интересный момент: помимо практической пользы, знания после достижения некоторого критического уровня и сами по себе приносят большое удовлетворение, так как окружающий мир начинает складываться в связную картину, поражающую своими красотой, волшебством и многообразием. После этого момента желание познавать с получением новых знаний только растет. Жизнь приобретает бОльшую радость и смысл.

 

Про мотивацию можно отдельно посмотреть на страничке Мотивация и самодисциплина в обучении.

 

Окей, все звучит довольно красиво 🙂 Но как же это выглядит на практике?

 

В наши школьные занятия входят:

 

     •  Уроки

     •  Самостоятельная работа (подробнее – см. видео)

     •  Проекты (подробнее – см. видео)

     •  Литературный клуб (подробнее – см. видео)

     •  Общие собрания

     •  Психологическая грамотность

 

Дополнительно:

     •  Русский язык (в формате литературного клуба)

     •  Театр

     •  Клуб цивилизаторов (начиная с 5го класса)

 

Вот пример расписания для 5-го класса (основные занятия выделены жирным): 

Время

Урок

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

8:30

9:15

1-й

Укр. яз.

Укр. л-ра

Математика

Психолог-ая грамотность

Укр. яз.

9:20

10:05

2-й

English (gr)

Информатика

10:05

10:35

  Прогулка

Большая прогулка / Перекус

Прогулка

Прогулка

Прогулка

10:35

10:45

  Перекус

Перекус

Перекус

Перекус

10:45

11:30

3-й

Математика

Укр. яз.

Математика

Математика

11:35

12:20

4-й

История

Зар. л-ра

Природ-ние

Творчество

Природ-ние

12:30

13:15

5-й

English (gr)

Музыка

Собрание

13:20

13:40

  Обед

Обед

Обед

Обед

Обед

13:40

14:25

6-й

English (sp)

Клуб циви-лизаторов

English (sp)

Театр

Литературный клуб

14:30

15:15

7-й

-

-

Литературный клуб и проекты – это замечательные альтернативные методы обучения. Формат литературного клуба используется наряду с обычным форматом на уроках украинской литературы и языка, а также русского языка. Проектная работа проводится периодически прямо на уроках практически по всем предметам.

 

На занятиях по психологической грамотности ребята в формате тренинга учатся общаться, работать в команде, понимать и выражать свои эмоции, управлять ими, а также работать с вниманием. Театр – это возможность для детей прожить разные социальные роли и в игровой форме научиться более разнообразным, интересным и позитивным формам поведения в реальной жизни. Кроме того, театр – это очень весело 🙂 (видео нашей новогодней постановки можно посмотреть на страничке видео). Клуб цивилизаторов – это возможность взгянуть на историю человечества с точник зрения развития и сложной взаимосвязи таких сфер человеческого бытия, как политика, экономика, наука, религия, технология, культура, ценности. Кроме того, что это карйне увлекательно, это очень сущесвтенно для формирования целостной картины мира.

 

И еще один очень важный момент. Для того, чтобы процесс развития проходил интересно и продуктивно; для того, чтобы ученики были одной командой; для того, чтобы ребята активнее участвовали в образовательной деятельности, нам необходим некий организационный скелет, который поможет им быть более собранными, сплоченными и ответственными. Этими инструментами являются общие собрания (на которых обсуждаются важные текущие моменты и планы на будущее, а также принимаются школьные законы) и ученическое самоуправление.

 

Но все ли зависит от школы? Об этом детальнее на страничке Мотивация и самодисциплина в обучении.