Задачи школы

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, – 

Тогда весь мир ты примешь, как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Р. Киплинг

 

Нередко родители и учителя на вопрос: «Ну почему же ты не хочешь учиться?» – слышат от детей очень лаконичный ответ: «А смысл?». Самое интересное, что ответ (вернее – вопрос) – абсолютно правильный и ставит многих взрослых в тупик. Простые (и вроде бы очень правильные и самоочевидные) ответы типа: «Чтобы найти хорошую работу» или «Чтобы не быть неучем» – работают крайне редко.

 

Дело в том, что смысл – штука тонкая и просто так к человеку приходит редко. Чаще же постижение смысла есть длительный и кропотливый процесс, но однозначно верно то, что если в подрастающем человеке его не начать взращивать, то в большинстве случаев жизнь так и не приобретёт той полноты и радости, которая присуща жизни людей, нашедших его.

 

«Найти счастье в жизни – это смысл». Это – наше понимание того, зачем нужно учиться. Но также верно и следующее: «Найти смысл в жизни – это счастье».

 

В контексте учебного процесса большее, что может дать школа (не важно – альтернативная школа или нет), чтобы ученик стал счастливым и обрел смысл, – это повысить его шансы найти призвание (надо заметить, что очень многое, что поможет стать ребенку счастливым, зависит все же в первую очередь от родителей).

 

Как же мы понимаем призвание и, соответственно, чего желаем нашим ученикам и к чему их хотим подготовить?

 

» Читать далее

Призвание_хочу могу нужно хорошо.

 

 

Призвание – это заниматься такой деятельностью, которой хочется и нравиться заниматься, которой получается заниматься хорошо, которая нужна другим людям и которая не идет вразрез с совестью или же продиктована ею[1].

 

При этом человек, нашедший себя в каком-нибудь деле, непременно регулярно находится в состоянии «потока»[2], то есть полностью вовлечен в процесс (растворен в нем), теряет ощущение времени, испытывает большую радость и находится в высшей точки самореализации.

 

Таким образом, радость от полезной, интересной и продуктивной работы – одно из высших наслаждений, доступных человеку, и именно к этому мы хотим подготовить наших учеников, увеличить их шансы на достижение счастья и обретение смысла.

 

Это – первая наша задача. Какая же вторая?

 

» Читать далее

 

Бернарду Шоу приписывают замечательные слова: «Жизнь для меня не тающая свеча, а что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Мы видим наших учеников не коробками, которые надо набить знаниями, а факелами, которые надо попытаться зажечь. Тонкость тут в том, что для того, чтобы факел зажегся, необходимы: во-первых, весьма немалая критическая масса знаний и навыков, во-вторых,  поданных правильно, и в третьих, людьми, которые могут дать системное видение и сами уже ярко горят.

 

Вспомним рецепт счастья от философа Дэна Деннета: «Чтобы стать счастливым, надо найти что-то большее, чем ты сам, и посвятить этому жизнь». Мы хотим дать нашим ученикам возможность почувствовать, что это такое – быть частью великой традиции ученых и путешественников, предпринимателей и первооткрывателей, людей искусства и общественных деятелей – всех тех, кто двигал и двигает человеческую историю и человеческую цивилизацию. Штука в том, что даже от мимолетного этого ощущения причастности к чему-то по-настоящему большему, чем ты сам, может захватить дух. И забыть это уже не получится. Все, факел зажжен.

 

"Пролог и обещание", Роберт МакКолл

В результате, у многих ребят может развиться глубокий интерес к жизни и познанию, желание сделать что-то стоящее в этой жизни, достигнуть успеха в том деле, которое они для себя выберут. Успеха как для себя, так и для человечества в целом. Ведь, по большому счету, достижения человеческой цивилизации и связанные с ними блага создаются и сберегаются небольшим процентом вышеописанных людей. И чем больше таких людей, тем надежнее у нас опора под ногами, под которой крутой склон, ведущий в темные века невежества и страдания. Чем больше таких людей, тем ближе то время, когда голод, нищета, болезни, войны и непросвещенность останутся в прошлом. И такая жизнь, согласитесь, намного интереснее, радостнее и полнее, чем жизнь огромного количества людей, которые – имея возможность сделать многое – выбирают жизнь посредственную, сводящуюся к удовлетворению простых потребностей. 

 

Поэтому, если ребенок спрашивает вас, зачем учиться, скажите ему: «Чтобы стать счастливым», «Чтобы найти свое призвание», «Чтобы сделать мир лучше», «Чтобы ты и твои дети могли полететь к другим планетам и звездам», «Чтобы дети на всей земле могли быть накормлены», «Чтобы не было больных и нищих», «Чтобы прекратились войны», «Чтобы люди не сжигали друг-друга заживо на кострах», «Чтобы продолжить дело Юрия Гагарина и Нила Армстронга, Генри Форда и Илона Маска, Джорджа Вашингтона и Льва Толстого, Никола Теслы и Альберта Эйнштейна». Тонкость в том, что простой единоразовый ответ (даже правильный и точно выверенный) – почти не работает. Ответ на этот вопрос прорастает в ребятах постепенно в ходе грамотно выстроенного учебного процесса. Этим мы и занимаемся :)

 

Перейти на страничку Учебный процесс.

 

» Свернуть

» Свернуть все

 


 

[1] Тут мы во многом использовали концепцию «Голоса» из замечательной книжки Стивена Кови «Восьмой навык».

[2] «Поток»,  Михай Чиксентмихайи. Читать – обязательно :)